Как подобрать, восстановить (десульфатировать) и эксплуатировать аккумулятор для солнечной батареи.

Очень интересная статья, выкладываю тут что бы не потерять

Мы неоднократно писали о НЕ целесообразности использования новых аккумуляторных батарей (АКБ) в системах с альтернативными источниками энергии.

Остаётся только правильно подобрать, восстановить и эксплуатировать б/у аккумулятор в кооперации с солнечной батареей или ветрогенератором.

И так:

Идеальный вариант, это конечно щелочные, тяговые аккумуляторы.

Они не бояться глубокого разряда, перезаряда. Срок службы значительно дольше, но используются реже. Соответственно купить б/у щёлочной аккумулятор сложнее. Но это так, на заметочку.

Речь пойдёт о свинцовых стартерных кислотных аккумуляторах широко применяемых в автотранспорте.

Первые видимые признаки условно близкой кончины аккумулятора проявляются на клеммах в виде соляных кристаллов белого или медно-купоросного цвета.

Выбирайте не тот АКБ, что снят с автомобиля и брошен на год или более в разряженном состоянии.

Более всего кислотные АКБ не любят длительного нахождения в разряженном состоянии. Выбирайте тот, что не запустил двигатель и был заменён совсем недавно. Как правило это происходит при первых морозах.

Постарайтесь возможно скорее зарядить данный аккумулятор слабым током увеличив время заряда до 24 и более часов. Слабый, но длительный заряд АКБ позволяет частично десульфатировать пластины.

Ток заряда выбирается из расчёта 50-25% от рекомендуемого производителем тока заряда в стандартных условиях.

Для примера:

Если ёмкость аккумулятора 90 ампер/часов, производитель рекомендует заряжать его током равным 1/10 от ёмкости АКБ, т.е. 9 ампер. Для десульфатации и тренировки аккумулятора необходим ток в два — четыре раза меньший, с пропорциональным увеличением времени заряда.

Это позволяет произвести более глубокую электрохимическую проработку пластин исключая поверхностный заряд. Попутно снимается вопрос повышения температуры аккумулятора при заряде и снижения интенсивности газообразования (щадящий, тренировочный режим).

Следует добавить о температурном режиме работы аккумулятора.

Наиболее благоприятная температура эксплуатации АКБ 5 — 10 градусов .., без резких скачков температуры. Этим условиям в достаточной мере отвечают подвалы, погреба и т.п.

При использовании одной стандартной солнечной батареи (85 Вт) и соответствующей ёмкости АКБ… вентиляция может не понадобиться. Более того, незначительные концентрации выделяемых газов препятствуют возникновению и развитию плесени, грибков.

Опасаться, что во сне вы надышитесь вредными парами опрометчиво.

Во-первых, концентрация ничтожна, во-вторых, быстро нейтрализуется, в-третьих, солнечные батареи ночью не заряжают аккумуляторы. А жаль!

Слабый аргумент, но с точки зрения здоровья и по аналогии, можно сказать: Горазды опаснее аккумулятор под капотом автомобиля.

Под действием высокой температуры, вибрации и превышающим рекомендованный производителем ток заряда, газообразование на порядок выше. А походу движения и при работающем вентиляторе воздухопритока, значительная часть газов попадает в салон через воздухозаборник, уплотнения, и пр.

Но здесь ни кто не бьёт тревогу, это нормально и допустимо, хотя и пользы нет.

В подвале хоть рост плесени и бактерий подавляет.

Жаль, что этим методом консервации злоупотребляют при транспортировке и хранении бананов, яблок и подобных продуктов ввозимых «из-за..».

В более мощных солнечных системах заряда, и достаточно герметичных местах эксплуатации аккумуляторных батарей, необходимо принять меры к удалению взрывоопасного газа.

В некоторых моделях АКБ с общей крышкой, с торцевой стороны предусмотрены вентиляционные отверстия. Достаточно вставить в них силиконовую трубочку (от медицинской капельницы) и вывести наружу.

В дальнейшем, при систематическом заряде и разряде слабыми токами, которые преобладают в системе заряда и электроснабжения от солнечных батарей, сульфатация пластин снимается до 70 — 80% с соответствующим восстановлением ёмкости АКБ.

Избыточная на первый взгляд ёмкость аккумулятора оправдана  и тем, что при подключении мощных электроприборов, потребляющих значительные токи, весьма значительно «провисает» напряжение аккумулятора. Зачастую ниже минимального рабочего напряжения инвертора, с соответствующим срабатыванием защиты и отключением.

Не смотря на то, что аккумулятор с недостаточной ёмкостью заряжен полностью, не удастся запустить холодильник, «болгарку» и подобные электроприборы, имеющие высокие пусковые токи.

Использование устройства плавного пуска исправит ситуацию лишь на несколько циклов срабатывания. Не говоря уже, что оно усложняет схему, повышает вероятность на отказ и удорожает саму систему.

Более того, при достаточно большой емкости АКБ все процессы заряда, разряда происходят в щадящем токовом режиме. Так при одинаковом токе заряда разных по ёмкости аккумуляторов, в одном случае заряд будет ближе к форсирующему (сокращающему срок службы) АКБ, в другом, к тренировочному (десульфатирующему) режиму.

Чем больше ёмкость АКБ, тем меньший удельный ток заряда/разряда приходится на единицу емкости. Соответственно более щадящий (десульфатирующий) режим работы аккумулятора, способствующий увеличению срока службы АКБ.

С другой стороны, при всей нашей склонности, нельзя увеличивать ёмкость АКБ до абсурда. С увеличением ёмкости увеличивается и ток утечки, саморазряд.

Остаётся резонный вопрос: «Где они валяются, эти б/у аккумуляторы»?

Понятное дело, не валяются.

Тем не менее купить можно. Загляните в ближайший автобусный, грузовой или иной «зоопарк». При первых морозах можно спросить на стоянках грузового автотранспорта. Уверен, если не даром, то по цене лома Вам их уступят.

В крайнем случае, побеспокойте организацию занимающуюся сбором или утилизацией б/у аккумуляторов. Выбор больше, но цена несколько дороже лома.