Типовая электрическая схема автономного энергоснабжения на основе солнечных батарей, модулей, панелей.

Контроллер заряда аккумуляторных батарей обеспечивает только подзаряд (13,7 вольт)*.
Его включают в цепь при избытке солнечного света, отсутствии энергопотребления свыше 2-3 недель или недостаточной ёмкости аккумуляторных батарей (АКБ).
Помимо недостатков изложенных на странице «Рекомендации», коротко добавим:
Любое включение в схему дополнительных интегральных элементов удорожает её и повышает вероятность на отказ. Поэтому мы рекомендуем установить вместо контроллера заряда диод, или аналоговый коммутатор, который исключит разряд аккумуляторной батареи через солнечный модуль в тёмное время суток.
При подключении через диод, оставляя солнечную энергосистему на длительный срок, просто отключите одну или несколько солнечных батарей или увеличьте суммарную ёмкость АКБ, что предпочтительнее в любом случае, т.к. вся выработанная солнечными модулями энергия будет аккумулирована для дальнейшего использования.
Так же можно переключить часть солнечных батарей на полезную нагрузку, обогрев, вентиляцию..

Рассчитать ёмкость АКБ по формуле Wx4=E, где W — мощность солнечных батарей в Ватт, а Е — ёмкость АКБ в А/ч, не сложно.
При работе по данной формуле, заряд АКБ происходит до начала незначительного газообразования, что безобидно для аккумуляторных батарей.
Здесь уместно сравнение:
Если кофейник на медленном огне в скором времени выкипит, то бак будет постоянно в подогретом состоянии.
Аналогичная ситуация и с ёмкостью АКБ, только вместо тепла Вы аккумулируете энергию.
В случае применения контроллера заряда избыточная энергия остаётся невостребованной, хотя и стоит дорого.
При систематическом энергопотреблении, такая ёмкость избыточна, хотя значительно повышает Вашу энергонезависимость, в случае длительного ненастья или полярной ночи.
Иными словами, чем больше суммарная ёмкость АКБ, тем больше электроэнергии будет использовано с пользой, а не на газообразование и нагрев АКБ.
Опасаться, что аккумуляторы будут находиться в перманентно разряженном состоянии излишне. Инвертор просто не допустит работу от разряженных ниже допустимого батарей.
Хотя если довести до абсурда, можно уровнять ток утечки АКБ с зарядным током солнечных батарей.
В каждом конкретном случае оптимальная ёмкость быстро и не сложно подбирается опытным путём. И зависит от индивидуального энергопотребления.

Система управления зарядом/разрядом аккумуляторных батарей необходима при использовании мощных схем автономного энергоснабжения, когда нет возможности дальнейшего увеличения ёмкости аккумуляторных батарей.
Контроллер заряда для солнечных батарей
В предложенной схеме рекомендуем использовать 4-х позиционное гнездо прикуривателя марки «Carpoint» (на фото), со светодиодной индикацией состояния системы (недозаряд/норма/перезаряд).
Помимо функции визуального контроля, удобно для подключения автоаксессуаров (радиостанции, з/у телефона, светильника и пр.).

Регулярно обращаем внимание наших клиентов на нецелесообразность применения новых стартерных аккумуляторных батарей (подробнее на странице энергосбережение).
Учитывая статичное (без вибраций) использование и «мягкий», тренировочный режим заряд/разряд, пластины не осыпаются и свинцовые АКБ служат ещё несколько лет после снятия с транспортного средства.
Идеален вариант применения щелочных, тяговых аккумуляторов.
Используя старые АКБ, вы экономите собственные средства, вносите вклад в экологию и экономику (нет необходимости в производстве новых АКБ).
Некоторые наши клиенты устанавливают непригодные к эксплуатации АКБ в солнечную энергосистему, а после десульфатации пластин возвращают обратно на автомобиль.
* Необходимое конечное напряжение зарядного устройства для 100% заряда АКБ составляет 16,2 вольт. Напряжение контроллера заряда в форсированном режиме соответствует 14,3 вольт, что не позволяет произвести 100% заряд аккумуляторных батарей.

Всё вышеизложенное не освобождает Вас от чтения инструкции по применению на конкретный электроприбор!