Производственная инструкция по эксплуатации электродвигателей

Инстр.


Для привода насосного оборудования и тягодутьевых устройств в котельных используются, обычно, асинхронные односкоростные короткозамкнутые электродвигатели напряжением 380 вольт. Номинальными параметрами электродвигателей являются мощность, напряжение, ток, скорость вращения и коэффициент мощности. Номинальные данные электродвигателя указываются на щитке (заводской табличке), который крепится к его корпусу.

1. Допустимые режимы работы электродвигателей.

1.1. Движки допускают долгосрочную работу с номинальной нагрузкой при отклонении напряжения от номинального в границах от +10 до -5 %.

1.2. Номинальной температурой входящего воздуха для электродвигателей считается +40°С. Мощность мотора, при температуре охлаждающего воздуха выше номинальной, должна быть уменьшена. Малая температура входящего воздуха не нормируется. Максимально допустимое превышение температуры частей мотора при температуре среды +40°С для классов изоляции «А»: обмотки – 60°С; активной стали – 60°С, для изоляции класса «B»: обмотки и активной стали – 80°С. Максимально допустимые температуры частей мотора равны предельной допустимой температуре для данной части плюс номинальная температура среды.

1.3. Для подшипников качения максимально допустимая температура равна 100°С. Почти всегда фактическая темперпатура существенно ниже этой величниы. Если температура подшипников приметно повысилась в сопоставлении с продолжительно наблюдавшейся температурой, а температура движков и внешнего воздуха остались на прежнем уровне, то это показывает на возникновение недостатка в подшипнике.

1.4. Допустимая амплитуда вибрации мотора, измеренная на каждом подшипнике не должна превосходить при частоте вращения 3000 об/мин. 0,05 мм, а при частоте вращения 1500 об/мин. – 0,01 мм. Завышенная вибрация наращивает износ подшипников, может быть задевание ротора за статор, поломка вала ротора, нарушение контакта в обмотках.

1.5. Прохладный движок с короткозамкнутым ротором допускается пускать 2-3 раза попорядку, жаркий – не боле 2-ух раз попорядку, потому что при большенном числе пусков попорядку, обмотки движков неприемлимо перенагреваются от пускового тока, что резко уменьшает срок службы.

2. Надзор и уход за движками.

2.1. Надзор за нагрузкой движков, температурой подшипников и охлаждающего воздуха, поддержание уровня смазки в подшипниках, а так же запуск и останов движков осуществляется персоналом, обслуживающим механизм. Персонал службы головного энергетика Должен: временами осматривать электродвигатели, держать под контролем режим их работы по всем показателям, создавать ремонт и тесты.

2.2. Надзор и уход за подшипниками движков состоит в контроле за их температурой и отсутствием завышенного шума. Смена смазки в подшипниках качения делается, обычно, один раз в год.

2.3. Надзор и уход за остыванием движков заключается в постоянной чистке поглощающих просветов торцевых крышек движков от пыли и грязищи

3. Неисправности электродвигателей и их предпосылки.

3.1. При включении электродвигатель не крутится, гудит, либо крутится, но очень медлительно. Может быть несколько обстоятельств:

· обрыв в цепи статора – во-избежании сгорания электродвигателя нужно отключить пускатель либо контакты.

· механическое заедание в движке либо механизме. Для проверки отсутствия заедания нужно провернуть агрегат за муфту рукою.

· недопустимая несимметрия зазора меж ротором и статором.

· витковое замыкание в обмотке статора.

· некорректная схема соединения обмотки статора

3.2. При работе мотора найден завышенный нагрев подшипников качения. Может быть несколько обстоятельств:

· Отсутствие смазки, в итоге вытекания либо высыхания из-за несвоевременной подмены.

· Избытки смазки. Обычно этот недостатка наблюдается после ремонта. Нужно уменьшить количество смазки, что бы она занимала объем менее 2/3 свободного места.

· Возникновение изъянов в подшипнике: раковин, срабатывания тел качения, разрушение сепаратора и задевание его за обойму подшипника. Возникновение раковин, трещинок, выработок в рабочих поверхностях, обойм, на шариках либо роликах подшипников сопровождается возникновением завышенного шума при вращении подшипника. Движок при первой способности должен быть остановлен для ремонта. Срабатывание сепаратаора находится по наличию следов металла (блестков) в смазке, а так же по приметному проседанию сепаратора вниз, с касанием обойм.

3.3. При работе мотора найден завышенный нагрев его корпуса. Может быть несколько обстоятельств:

· Перегрузка мотора по току. Для понижения нагрузки нужно прикрыть напорную задвижку на нагнетании насоса или регулирующий шибер на тягодутьевом механизме.

· Забивание грязюкой и пылью защитных сеток в торцевых щитах со стороны подвода прохладного воздуха.

· Забивание грязюкой и пылью каналов вентиляции в стали статора и ротора.

· Нарушение изоляции меж листами стали статора.

· При работе мотора из него возникают искры и дым. Защита не работает. Более возможная причина – задевание ротора за статор. Нужно электродвигатель отключить аварийно.

· Обрыв цепи статора при работе мотора. Движок будет продолжать работать. При номинальной нагрузке ток в одной фазе станет равным нулю, в 2-ух других возрастет. Во-избежании перегрева и перегревания обмоток статора движок следует отключить.

· Мощная вибрация. При возникновении вибрации, превосходящей норму, движок должен быть выведен в ремонт при первой способности, а при сильной и растущей вибрации движок должен быть остановлен аварийно.

· При злосчастном случае с людьми либо поломке приводного механизма электродвигатель отключается от сети. Если вышло аварийное отключение электродвигателя, включают в работу электродвигатель запасного агрегата.

Повторное включение автоматом отключившегося электродвигателя делается только после его осмотра. Если при автоматическом выключении электродвигателя ответственного механизма включение запасного нереально, то допускается после осмотра включение отключившегося электродвигателя.

При наличии очевидных признаков недлинного замыкания, злосчастных случаев с людьми либо поломке механизма включение автоматом отключившегося электродвигателя Воспрещается.